nameruna (nameruna) wrote,
nameruna
nameruna

Интервью: А. Вассерман о типичных проблемах советского времени и путях их решения.


Я попросил Анатолия Вассермана прокомментировать некоторые слабые стороны социалистического строя позднесоветского образца, в свете его предложений и в целом развернувшейся дискуссии.

Свой взгляд на перечисленные проблемы также изложил наш соавтор Corwin.

Nameruna: Государственное управление предприятиями известно своей неэффективностью (незаинтересованностью госчиновников в улучшении результатов), формализмом (стремлением следовать инструкциям), забюрокраченностью (требованием письменных согласований каждой операции).
Правильно ли я понимаю, что бороться с этим предлагается внедрением прямой демократии (выборов руководства работниками) и анализом показателей эффективности всей вертикали управления, с последующими лифтами наиболее талантливых управленцев?


Corwin: Совершенно верно. Формат народного предприятия. Т.е. Прямые выборы генеральных директоров госпредприятий из числа его сотрудников позволят рекрутировать в качестве руководителей специалистов хорошо разбирающихся в его работе, а также поставит некоторый заслон на пути коррупции и проявлений семейственности при назначении на руководящие должности и создаст дополнительный стимул для сотрудников предприятий в виде вертикальных лифтов.
Кроме того, в части государственного управления должна быть осуществлена замена декларативного метода контроля основанного на инструкциях и проверках, отслеживанием ключевых показателей эффективности ключевых показателей эффективности (КПЭ). Проблемы управления характерны не только для госпредприятий, а для всех крупных компаний. Методы борьбы с ними, (такие как КПЭ) разработаны и могут внедряться в госпредприятиях точно также как и в коммерческих концернах.

А. Вассерман: Выборы руководства работниками, судя по опыту горбачёвских времён, малоэффективны: работники далеко не всегда понимают, чего им требовать от руководителей, а порою сознательно требуют не того, что полезно для дела. Анализ же эффективности руководства в условиях автоматизации планирования скорее всего будет полезен. Но главное — автоматизация планирования позволяет автоматизировать и значительную часть задач управления.

Corwin: Анатолий не учитывает следующее:
1) Квалифицированные руководители должны откуда-то рекрутироваться. Конечно если назначением будет заниматься 100% компетентный искусственный интеллект, то эта проблема снимается. С другой стороны при наличии такого интеллекта он будет способен осуществлять руководство предприятиями напрямую. При отсутствии ИИ есть лишь два варианта. Назначение руководителей со стороны, с предварительным обучением в специальных учебных заведениях (как это и практикуется в настоящее время). И в этом случае мы сталкиваемся с проблемой обучения и квалификационных экзаменов, а также с проблемой коррупции. Либо назначение руководства из состава коллектива. В последнем случае суждение коллектива конечно же может быть ошибочным, однако суждение внешнего арбитра скорее всего будет не только ошибочным, а и возможно коррумпированным.
2) Приведенное возражение против народных предприятий действительно для всех демократических систем. Таким образом, если мы признаем, что сотрудники предприятий не в состоянии осуществить квалифицированный выбор собственного руководства, то приходится признать, что доверять им выбор политического руководства страны является еще более нелепым. И наоборот, если коллективы научатся успешно выбирать собственных руководителей, то они с равным успехом смогут выбирать и своих политических представителей, что создаст условия для представительской демократии по образцу советов.

Nameruna: Проблема с пред-оперативностью. Для решения задач вы планируете использовать сбор данных о заказах через интернет, но пока что этого потока явно недостаточно. Предусматривается ли максимально возможный учет заказов через интернет в центральной системе планирования?

А. Вассерман: Да, предполагается, что все заказы так или иначе проходят через Интернет: если не на уровне конечного потребителя, то на уровне связи конечного продавца с поставщиками.

Corwin: Решение проблемы оперативности будет осуществляться при помощи автоматического централизованного планирования, реализованного на основе самообучающихся нейросетей. Глубина и масштаб планирования будут напрямую определяться эффективностью создаваемой системы планирования. Иначе говоря госплан сначала возьмет на себя планирование в крупную клетку - связав госпредприятия в единый комплекс, а затем совершенствуясь будет расширять свое экономическое присутствие. То что не поддается планированию - будет оставаться за конкурентной средой.

Nameruna: Я так понимаю, что Анатолий не считает, что для планирования нужны самообучающиеся нейросети, достаточно обсчета систем линейных уравнений.


Nameruna: Проблема с пост-оперативностью. При современном планировании, особенно базирующемся на компьютерных технологиях, крайне важна оперативность выполнения заданий (фактически речь идет о технологии Just-in-Time в масштабах страны), иначе данные, на основании которых было принято решение, за время выполнения задания безнадежно устареют. Как будет обеспечена оперативность выполнения заданий?

А. Вассерман: Технически возможно и организационно необходимо автоматизированное доведение плановых заданий до каждого предприятия и до почти каждого рабочего места.

Corwin: Проблема соблюдения сроков в настоящее время решается при помощи расчета критического пути. А это задача планирования. Естественно централизованное решение этой задачи будет точнее и эффективней частных решений зачастую не учитывающих множества факторов, а также опыт реализации схожих проектов в других коллективах. При этом сроки выполнения работы и её составных частей должны являться одним из ключевых показателей эффективности. Высокие показатели КПЭ будут поощряться, тогда как низкие КПЭ приводить к роспуску коллективов - и формированию новых, на основе имеющихся и разрабатываемых методик.
При этом следует учитывать, что существуют различные методы воздействия на личность повышающие её мотивацию - психологические, финансовые и физические. Все они будут внедряться и применяться (в коммерческой среде это тоже происходит, просто финансовая стимуляция является господствующей во внедряемых в россии методах).

Nameruna: Всё-таки не совсем понятно, какой именно предлагается порядок разработки и внедрения новых потребительских изделий в производство и торговлю. Кто их должен разрабатывать, как их внедрять в систему планирования, как решать, что устаревшие товары больше не нужны? Каков будет порядок обновления номенклатуры?

А. Вассерман: Устаревшие товары будут уходить из производства на основании данных о спросе. Разрабатывать же новые товары и выпускать пробные партии будут на основании технических инициатив разработчиков, как сейчас, и по возможности автоматизированного сравнения потребительских и производственных характеристик старого и нового.

Corwin: Централизованное планирование может включать также проектирование новых изделий. Финансирование фундаментальной науки в настоящее время является ярким примером такой государственной деятельности. А скорость внедрения разработанных новшеств должна возрасти за счет централизованных учета и распространения инноваций по сети государственных предприятий.

Nameruna: Смена товарного ассортимента происходит не только с изобретением новых технологий, но и при добавлении новых функций, усовершенствований, изменении дизайна и моды. В советское время данный аспект крайне слабо учитывался, так как конструкторским бюро и проектным институтам не было никакого дела до него. Как вы собираетесь исправить данный момент?

А. Вассерман: Новые функции в советское время тоже добавлялись: разработчикам это попросту интересно. Да и увлечённых дизайнеров всегда хватает. Новшества внедрялись медленно в основном вследствие сложности процесса планирования изменений. Новая технология упростит этот процесс.

Corwin: Внедрение новых функций, также как и изменение дизайна по сути ничем не отличается от проведения новых разработок и внедрения новых изделий. В систему планирования придется заложить такие вещи как исследование потребностей потребителей, а также работы по улучшению существующих изделий - вот и всё. Оценка результатов таких работ конечным пользователем (потребителем) и будет показателем эффективности для этого вида работ.

Nameruna: Примерно такой же вопрос об импорте. Как известно, многие товары на территории РФ не производятся - например тропические фрукты. Кто и как будет принимать решение о ввозе и распространении этих продуктов, генерации спроса на них, ведь их нет в магазинах и не будет в системе планирования.

А. Вассерман: Система планирования, опирающаяся на Интернет, охватит весь мир. Технически и политически невыгодно автоматизировать планирование в пределах одной страны.

Corwin: Современная система планирования способна учитывать данные поступающие не только из одной страны, но и сведения поступающие из-за рубежа - т.е. учитывать внешнюю конъюнктуру. Первоначально импортные товары возможно будут появляться ввозимые коммерческими организациями, что позволит также учесть их внутренний спрос и планировать последующие закупки на государственном уровне.

Nameruna: Такой вопрос, как ассортиментное разнообразие потребительских товаров, при планировании полностью исключён — нет нужды везти колбасу из другого города, если в этом есть завод с аналогичной продукцией. Хорошо если это монопродукты — хлеб, колбаса, а что если это изделия, зависящие от вкусов, например, кулинария, косметика, одежда, бытовая техника? Как всё же обеспечить (и стоит ли) потребительский ассортимент?

А. Вассерман: Потребительский ассортимент несомненно стоит расширять. Издержки транспортировки товаров чаще всего достаточно малы по сравнению с издержками самого производства. Возможность заказов через Интернет позволит каждому потребителю узнавать, что производят в других местах.

Corwin: Первоочередной задачей госплана является обеспечение населения необходимыми товарами и услугами. На первом этапе разнообразие должно осуществляться конкурентной средой. Пусть рыночные предприятий конкурируют с государственными на потребительском рынке сколько угодно. Если же система госпланирования разовьется настолько окажется эффективнее в рыночной среды в создании ассортимента и коммерческие предприятия проиграют конкуренцию то они отомрут естественным образом.

Nameruna: Госпланирование в советские времена приводило к наполнению рынка конкретного региона потребтоварами от 1–2 производителей, что негативно сказывалось на качестве — потребитель был вынужден брать то что дают. Контроль за качеством был исключительно административный, в соответствии с системой госстандартов и знаков качества. Однако в таких условиях контроль качества не мог серьёзно повлиять на производителя, просто потому что ему не было альтернативы, и даже если контролирующие органы признавали ухудшение качества, качество серьёзно не улучшалось, поскольку заменить этот товар всё равно нечем. Что с этим делать?

А. Вассерман: В условиях автоматизации учёта потребительского спроса и возможности дистанционного заказа через Интернет несложно учесть и прямые отзывы потребителей о товарах, и фактический интерес к товарам из других регионов.

Corwin: Плановая экономика будет способна вытеснить рыночную объективно, а не директивно, только обеспечив приемлемый контроль качества, осуществляемый как при помощи сертификации продукции экспертными группами, так и при помощи мониторинга мнения потребителей.

Nameruna: Планируется ли отменять формы частной собственности в отдельных отраслях, как поступать с нынешними собственниками?

А. Вассерман: Планируется. Нынешним собственникам гарантируется сохранение текущего уровня жизни (из прироста доходов общества в целом благодаря улучшению эффективности планирования и управления) и предоставляется возможность участвовать в производственной деятельности в качестве управленцев и/или разработчиков сообразно их роду занятий до перехода к единой системе планирования и управления.

Corwin: Планируется. В первую очередь на стратегические отрасли. ВПК уже государственный. Остается добывающая промышленность и сельское хозяйство. Прямая эксплуатация природных ресурсов частниками должна быть сведена к нулю. При этом в процессе национализации с текущими собственниками следует поступать в соответствии с уголовным кодексом. Собственность людей не нарушивших закон должна быть выкуплена (т.е. возвращена через реквизицию)

Nameruna: Какие, по Вашему мнению, предприятия должны находиться в госсобственности (если это не целая отрасль)?

А. Вассерман: По единому плану могут работать только производства, находящиеся в единой собственности. Поэтому в конечном счёте общественной собственностью должно стать всё хозяйство. Начать лучше всего с производств с наибольшим валовым выпуском, от которых зависит наибольшее число промежуточных и конечных потребителей.

Corwin: Стратегические и те которые нужны для создания полных производственных циклов с участием стратегических предприятий. Конкретный перечень должен быть определяем госпланом.

Nameruna: Госчиновников, совершающих должностные преступления — взяточничество, присвоение госсобственности — в Китае казнят. Какие есть предложения по борьбе с этим?

А. Вассерман: Чем меньше возможностей принятия произвольных решений, тем меньше и возможностей должностных преступлений. При полной автоматизации планирования и управления основная доля нынешних обязанностей чиновников вовсе исчезнет. Соответственно и проблема должностных преступлений будет сведена если не к нулю, то по меньшей мере к уровню, позволяющему выявлять, оценивать и карать каждое такое преступление.

Corwin: Трудотерапия по методу Макаренко является оптимальным методом социализации преступных элементов. Тяжелый труд на благо Родины - отличный метод для привития моральных норм.

Nameruna: Высокая сложность экспертной системы делает практически невозможным анализ причин, по которым система выдала тот или иной план, из-за чего возникают возможности ошибок, аналогичных тем что уже сейчас испытывают биржи в связи с трейдерскими автоматами, когда экспертные системы торговых автоматов принимают неверные решения и обрушивают курсы валют. Не опасаетесь ли вы коллапсов системы планирования, подобных этим?

А. Вассерман: Система планирования опирается на очень простую математику, давно проанализированную и в принципе не допускающую раскачек, порождаемых трейдерскими автоматами просто потому, что те действуют независимо и друг против друга. Обратные связи в этой системе замыкаются через процессы производства, чья инертность по сравнению с предстоящей скоростью планирования (не реже раза в сутки) также гасит раскачки. Единственная не исследованная пока задача, необходимая для планирования — целеполагание — опять же по предварительным исследованиям не экспертная, а опирается на информационные потоки, порождаемые всеми людьми и поэтому также сглаженные.

Corwin: Именно поэтому система планирования должна внедряться постепенно. И начать её внедрение лучше всего с ВПК. Как уже существующего государственного промышленного комплекса

Nameruna: Ну и в конце но не в последнюю очередь. Вопрос задает знакомая юрист, которая при обсуждении темы сразу напомнила о существовании закона 115-ФЗ «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РАБОТНИКОВ (НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)» от 1998г. Она утверждает, что данный закон практически не применяется, на основании того факта, что работающие законы часто и основательно редактируются, а данный закон изменялся всего лишь 1 раз — в 2002м году (1 раз — это наименьшее число для действующих законов).
Сам закон — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19458/


А. Вассерман: Новая система планирования и управления потребует, естественно, пересмотра всей правовой базы производства. Ещё и поэтому необходимо заблаговременно — до появления нужных технических возможностей — провести все исследования и разработки системы. Предприятия же в этой системе станут собственностью не отдельных лиц и/или коллективов, а общества в целом.

-----------------------------------------------------------
Сравнение восточного и западного подходов. Отдельная тема для дискуссии.

- В Западной Европе существуют мощные программы социальной поддержки населения - гражданам предоставляются пособия, муниципальное жилье, пенсионные программы, образовательные и медицинские программы, трудовое законодательство и т.п. При этом такая система социалистической не является, так как производственная система в основном находится в частном владении. Чем этот принцип не подходит для России, по мнению левого движения.

Corwin: Согласно определению это социализм это экономическая система с которой на первый план выдвигается идея социальной справедливости справедливости. Таким образом упомянутые принципы являются социалистическими в полной мере. Преобладание плановой или рыночной экономики в различных отраслях отрасли должно определяться их эффективностью, а не политическими (как это сейчас происходит в России) установками.

А. Вассерман: Социализм — по классическому определению — общественная собственность на средства производства ради обращения производства на нужды, важнейшие для всего общества. Перечисленные Вами программы социальной поддержки возникли по большей части в ответ на соответствующие программы в СССР — именно ради создания иллюзии, что такая поддержка возможна и без социализма. Теперь — когда европейская часть социалистической системы загнана обратно в капитализм — социальные программы в СГА и ЕС медленно, но неуклонно демонтируются именно потому, что частные владельцы производств не видят надобности тратить заметную часть своих средств не на себя, любимых, а на кого-то ещё. Социализм как раз и нужен, чтобы не было соблазна тратить на хозяев производств несуразно много.

- В Западной Европе недовольны уровнем соблюдения прав человека и социальных свобод в РФ, в том числе вероисповедания, выражения воли. Данные положения считаются неотъемлемой частью западного социализма. Как считается на Западе, в советское время в СССР с этим было всё еще хуже, чем сейчас в России. Тот социализм, который предлагается современными левыми движениями РФ, он будет двигаться больше в сторону советской модели ограничения свобод, или всё таки возможно построение общества в рамках левороссийской парадигмы, которое бы западной Европой было бы воспринято как социально открытое и соблюдающее права человека в полной мере.

Corwin: Ограничения свобод были в СССР, и есть в России. Они существовали и существуют в любом человеческом обществе. Современные левые не считают, что в СССР личность была ограничена сильнее чем в других государствах и современной России. Приоритетом левых движений всегда являлся коллективизм. Иными словами права и свободы личности всегда ограничиваются интересами коллектива - социума в котором она проживает. И это единственный критерий для вводимых ограничений на что либо.

А. Вассерман: Нынешние Западная Европа и Северная Америка довольно быстро избавляются от остатков свобод и прав человека. Например, уровень единомыслия в основных СМИ так велик, что Андрей Ильич Фурсов совершенно обоснованно назвал их СМРАД — средства массовой рекламы, агитации, дезинформации. Реальной свободы в нынешней РФ куда больше, чем в СГА и ЕС. Именно поэтому какую бы систему мы ни построили — Запад откажется признавать её открытой, правовой и свободной. Впрочем, не исключаю, что при переходе к социализму некоторые особо экзотические свободы — вроде, например, свободы юридического приравнивания гомосексуального сожительства к браку — действительно будут признаны ущемляющими интересы общества. А уж свобода публичной лжи и подавно должна рассматриваться как мошенничество с особо тяжкими последствиями.


Tags: Вассерман, Социализм
promo nameruna september 19, 10:58 53
Buy for 100 tokens
Вот и прошли выборы в государственную думу. Вместе с первыми результатами начинают поступать и первые данные о нарушениях. Балашиха УИК №53 Массовый вброс в КОИБ. Часть 1 Балашиха УИК №53 Массовый вброс в КОИБ. Часть 2 Нарушения Саранск. ЛДПР. Часть 1 Нарушения Саранск. ЛДПР. Часть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments