nameruna (nameruna) wrote,
nameruna
nameruna

Я был Плохиш

В рамках дискуссий с Полынковым хочется заметить, что со стороны все дискуссии и статьи о предпринимательстве в России выглядят так, как в песне Аукцыона "Я - нэпман".
Хочется чтобы наши левые силы наконец определились как то со своим отношением к предпринимательству - это что? неизбежное зло или надежда и опора нации, работа или рантьерство? Предприниматель - он вообще, беззащитен, или наоборот - всемогущий олигарх?
Судя по всему, пока что левые силы согласны с тем что частный бизнес и предпринимательство на данном этапе развития России - зло, которое получило, в основном не очень законным путем, часть государственной (читай народной) собственности. Зло это неизбежное, так как проданную собственность без революции не вернуть, а революция сейчас еще хуже, чем предпринимательство.


- Мы будем всячески стимулировать предпринимательскую активность граждан России.
--[...] Неясно что понимается под предпринимательской деятельностью (например, под ней можно понимать также и различные спекуляции), а также каким образом планируется её стимулировать.
--- На самом деле, работа по стимулированию властями ведется, правда она не выглядит ни планомерной, ни комплексной - см. напр. п. 1 ст. 172 НК РФ налоговый вычет на приобретение основных средств. Какую именно предпринимательскую деятельность стимулировать - определить труда не составит, в конце концов у нас вся деятельность давно законодательно расписана (см. ОКВЭД). Каким образом - нужен четкий план, набросок которого предлагается далее. При стимулировании также нужно очень четко проверять все идеи на предмет злоупотреблений, поэтому "всячески" стимулировать - ребята, ну, не стОит. Разворуют и посмеются.

- Мы создадим программы по обучению всех желающих основам предпринимательской деятельности, будем прививать этику и культуру предпринимательства, воспитывать уважение к законно приобретённой частной собственности, создадим специализированные интернет-порталы с типовыми бизнес-планами по различным видам предпринимательской деятельности, будем пропагандировать успешные примеры предпринимательской деятельности с подробным разъяснением правил ведения собственного дела.
-- Относительно данного абзаца я конечно предвзят, но мне кажется, что ни о каких культуре и этике в конкурентной среде речь идти не может - культурных и этичных просто сожрут жесткие и беспринципные. А также, что ни один типовой бизнес план невозможно применить на практике.
--- 1. Учебные программы, курсы и типовые бизнес-проекты давно разработаны, но они малоэффективны из-за тесной спайки чиновников и частников. Вы же не будете учить на курсах - "Если придут пожарники, позвонить Ивану Матвеичу и решить вопрос". Моим знакомым предпринимателям такая ситуация даже нравится - если есть хорошие связи, то все вопросы решаются быстро. И само собой, "успешные примеры" также не будут это афишировать.
Правительство с данной проблемой борется довольно странно - во-первых, постоянно меняя состав контролирующих и исполнительных органов, и чиновник, с которым у вас всё на мази и который сегодня всё решает, завтра может уже не решать ничего. Во-вторых, изобретаются новые формы владения и налогообложения. Последнее из них - патентное - направлено в т.ч. на введение технологии "одного окна", как раз с целью исключить непосредственный контакт предпринимателя с чиновником. "Громкие посадки" коррупционеров - борьба с последствиями, но никак не с причинами.
2. Слова об этике и культуре действительно не совсем применимы по отношению к предпринимательству. Автор скорее всего имел в виду, что обучать предпринимателя следует
повиновению законам, социальной и экологической ответственности.
3. Лучшее место для обучения предпринимательству - США с их MBA (Master of Business Administration), и надо иметь в виду, с кем вам придется конкурировать в плане обучения и как.
--- Касательно отношений предпринимателя с работниками, могу заверить что на данный момент наши власти, видимо опасаясь социальных эффектов от невыплаченной зарплаты, урегулировали трудовое законодательство достаточно жестко чтобы превратить работу кадровиков в настоящий кошмар. За не вовремя выплаченную зарплату и сданную отчетность грозят хорошие штрафы, и никакие связи не спасут, если поймали, а поймают после первой же жалобы работника. Плюс постоянные проверки трудовой инспекции.
--- Рантьерство.
Хочу заметить что эпоха "жирного" предпринимательства, когда можно было организовать бизнес, быстро сбацать капитал, вывести его из производства и потратить на свое удовольствие, а там хоть трава не расти - подходит к концу, и то поколение предпринимателей в нынешних условиях так работать уже не может. (очень надеюсь что с этим все согласны, если нет, то этому можно посвятить отдельный пост).
Вне зависимости от того, сколько зарабатывают и где живут нынешние собственники предприятий, они предпочитают держать руку на пульсе своих предприятий, понимая что любой промах грозит обернуться убытками, разорением и банкротством.

Итак, предпринимательство испытывает нынче трудности, и ему надо активнее помогать, попутно держа в уме и блокируя возможные злоупотребления.

Набросок программы.
1. Пересмотреть все формы помощи, составить систему имеющейся господдержки на всех этапах внедрения, производства и продажи отечественных товаров.
2. Активизировать формы поддержки бизнеса без прямых денежных дотаций.
3. Дополнить формы с денежными дотациями.
4. Развитие форм госпланирования.
5. Разработка обучающих игровых симуляторов предпринимательской деятельности в России.
6. Стимулирование и обучение социальной и экологической ответственности, деловой этике и законопослушанию.
7. Провести инвентаризацию нерегламентированных и серых схем. Разработать систему законов по разрешению данных ситуаций.
8. Ввести понятие start-up и рассмотреть проблемы предпринимателей в процессе создания бизнеса с нуля.
9. Приложить максимум усилий по ускорению принятий законов и решений для совершенствования работы предпринимателей и в то же время по изоляции их от конкретных чиновников.


2. Разработка стройной схемы безденежного субсидирования производства.
Много разговоров ведется о том что все деньги лежащие мертвым грузом по фондам надо направить на модернизацию производства. На это возражают, что может подняться инфляция или деньги просто разворуют. Можно продумать массу схем безденежной компенсации, подходящих не только для УСН/ПСН/ЕНВД, но и для крупных предприятий на НДС.
- регистрировать в налоговой товар с нового/обновленного производства, с установкой льготной ставки НДС и маркировкой упаковки.
- налоговые вычеты за модернизацию производства, постройку новых мощностей, аналогично налоговым вычетам для физлиц.(реализовано не так давно)
- компенсировать часть кредита за новое оборудование в счет уплаченного НДС. То есть ввести налоговый вычет не c закупки а с продажи. Скажем предприятие выплатило 18% НДС с продажи - 8% государство перечисляет банку кредитору.
- внедрение гос.лизинга в систему электронных торгов, например следующим образом: включить закупку оборудования для частных предприятий в систему госторгов, государство оплатит факт поставки оборудования, и обложит предприятие дополнительным налогом на сумму поставки с процентом.
- "исламская схема" в госварианте - государство выкупает часть пакета акций для получения дивидендов либо для последующей продажи в счет погашения долгов за выданный госкредит.
- ввести нулевую ставку налогов на закупку средств производства в пределах РФ, в том числе сетевого и программного обеспечения.
- уменьшение налога либо другое премирование за производство, запущенное в срок, с прогрессивной шкалой за досрочный запуск, особенно для случая переноса производства за черту города.
- налоговые льготы для логистических подразделений и оптовых поставщиков продукции нового производства.
- налоговые льготы/вычеты для работников технических специальностей.

3. Дополнения в систему денежного субсидирования так же возможны:
- ввести государственные премии за первую закупку в рамках госконтракта за качественное полностью новое отечественное оборудование.

4. Расширение возможностей систем госпланирования для нужд частного бизнеса, например:
- Организовать систему госаукциона для запланированной организации производства необходимой для региона продукции.
Скажем если в регионе необходим кирпич, и выгодно построить для этих целей производство, выделить для этих целей землю и организовать аукцион среди производителей кирпича, с тем чтобы передать ему эту землю для постройки производства. Здесь важно планирование производства для региона, подобное советским временам.
- Разработать систему фьючерсных электронных торгов под планируемые в определенные сроки в будущем нужды государства. То есть если к 1 сентября необходимо поставить учебники то электронные торги и частичную предоплату можно было бы организовать за полгода до этого.

5. Разработать обучающие и игровые эмуляторы промышленно-торговой деятельности в РФ, аналогично обучающим программам для биржевых трейдеров, с учетом максимального объема нынешних особенностей, с обновлением изменений в законодательстве.

6. В дополнение "Закона о меценатской деятельности" принятие пакета федеральных законов о поощрении социально и экологически ответственных предпринимателей. Такая работа ведется разрозненно в регионах.

7. Провести инвентаризацию нерегламентированных и серых схем, которые предприниматель вынужден вводить в свой бизнес-процесс и предложить их законные решения. Примеры данных ситуаций:
- Малое предпринимательство и лицензирование. Предприниматель заводит для разных частей своего бизнеса массу налоговых агентов (юр- и физлиц), для того чтобы часть из них перевести на ЕНВД, в соответствии с оборотом деятельности по отдельно взятой лицензии.
- Торги по госконтрактам - это всё такая же головная боль. Так как торги будут признаны несостоявшимися если будет подана только одна заявка, предприятию приходится создавать фиктивные организации, чтобы они проводили торги между собой, а само предприятие затем выступит генподрядчиком. Кроме того, задания часто составляются под конкретную организацию, так, чтобы любая "сторонняя" не смогла пройти.
- Возврат просроченной пищевой продукции от торговой точки поставщику. Никак не регламентирован, предлагается производить его обратную продажу, но если торг.точка работает без НДС, что обычно и бывает, поставщик, купив продукцию обратно, будет вынужден досписать и НДС в брак. Кроме того, для этого надо заключать договор поставок от покупателя, что не всегда возможно, если у тебя тысячи торговых точек.
- Обмен просроченной продукции - вообще никак не регламентирован.
- Расчетный предел 100000 р. по наличному расчету в рамках одной сделки - для крупного поставщика приводит к нужде перезаключать десятки договоров ежедневно, и поставщик вынужден этим заниматься, так как торговые точки отдают деньги в том виде, в котором получают. Следует продумать другие способы достижения той же цели.
- Ретро-бонусы, которые наша ГосДума собирается урезать или запретить - их так просто не запретишь, лазейки всё равно найдутся, просто будут еще большие затраты у поставщиков, что может привести к росту цен.

И это только то, с чем я сталкивался. Неплохо было бы организовать форум, где любой желающий мог бы писать обо всех найденных нестыковках и неудобствах, по типу логов ошибок в программе, с отчетом профильной комиссии о проделанной работе.

8. Разработать пакет законов о финансировании старт-апов, особенностям кредитования, обязательном страховании от банкротства, контроле за качеством услуг, льготных госзаказах. Такая работа также ведется в отдельных регионах.


Tags: Аналитика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments